Во мхах, травах и деревьях Тверской тундры - Leonid's Journal

January 11th, 2008

12:02 am - Во мхах, травах и деревьях Тверской тундры
Оршинский Мох (январь 2008) (с) Алексей Петров

- Куда ты собрался? - нудил возмущенный разум - ты мерзнешь при -5 в однодневной прогулке, и однажды почти отморозил палец при -15!. Прогноз смотрел?
- Не хочу я смотреть прогноз, у меня есть пуховые варежки, пуховый спальник и я ходил в Карелию с ночевкой при -10. Короче, всё равно пойду!
- Ню-ню, посмотрим, что ты скажешь, когда вылезешь из автобуса, а потом ляжешь ночевать в свою слоновью ногу с температурой комфорта -10!
- А я, а я... возму второй спальник! Вот!

Примерно такой внутренний диалог состоялся у меня накануне отъезда на Оршинский Мох. Поход планировался в «дмитриевском» стиле: беговые лыжи, минимум снаряжения, длинный ходовой день. Лёша ОЧЕНЬ просил всех не опаздывать, поэтому я вошёл в электричку за 5 минут до отправления с чувством собственного достоинства и выполненного долга. В вагоне была в лучшем случае половина группы, и это меня не удивило: в поход собирались, в основном, профессионалы бега за электричками. Руководитель, как и положено, всё равно начал нервничать. Когда электричка тронулась, группа собралась почти полностью: лишь Катя проспала и позвонила, что где-нибудь нас догонит – её возможности в этом виде спорта сомнений не вызывали, поэтому можно было переходить к обсуждению маршрута. Беспокойство, правда, переметнулось ко мне: если обычно я беру много «запасных» вещей и не отличаюсь аккуратностью упаковки, то здесь я мог претендовать на приз в номинации «самый компактный рюкзак», и это настораживало. Отобрав немного еды и снаряжения у окружающих я немного успокоился и пошёл к тесной кучке, обсуждавшей маршрут. Вы помните сценку из фильма про Шурика, где группа студентов изучает удачный конспект? Ровно это же наблюдал я, поэтому развернулся и пошёл спать на лавку. В вагоне было холодно, но доставать спальник было лень. В Твери (на термометре -19) быстро добежали до автовокзала, купили билеты и пошли завтракать в кафе. Вспомнив про мечту лыжника, заглянул в ещё одно общественное место на автовокзале. Рейс задерживался, администратор что-то говорил, «когда прогреется, тогда и поедет». Тут я вспомнил, что у большинства должны быть маски от ветра, и предложил прогуляться к автобусу уже с надетыми масками – это, по идее, должно было подействовать на водителя и резко увеличить скорость прогрева. Мне резонно заметили, что эффект может быть обратным. Вскоре, однако, мы погрузились и благополучно доехали до точки старта – села Застолбье

Славины мечты об азимуте по красивому лесу были безжалостно разрушены заснеженной дорожкой, уходящей в нужном направлении прямо от остановки. Солнце и мороз поднимали настроение и мы пошли, потихоньку разгоняясь по лесам и полям в сторону Медведицы. Снега было немного, а местами даже попадался наст под конёк. Как водится, народ растянулся, и мудрое руководство приняло решение остановиться на перекус на высоком обрыве над Медведицей с шикарным видом в долину реки. «Пойдём, погреемся на песочек!» - радостно призывали уходящие с перекуса, спускаясь на лёд Медведицы. Я решил ещё полюбоваться окрестным лесом – его из долины реки видно не так хорошо - и пошёл партизанить по берегу. Полюбовавшись минут 10-15, я всё-таки решил присоединиться к группе и тоже спустился на лёд.

Володи задавали темп, и лишь изредка останавливались, когда нужно было обогнуть полынью – несмотря на мороз, они вполне встречались - или посовещаться о дальнейшем пути. Тут уместно сделать отступление: я взял Тусин GPS с залитой картой – спасибо Саше Тонису. - и ориентирование перестало грузить голову. Конечно, нужно быть готовым, что GPS может отключиться и т. п., но пока он работает, основные проблемы у меня сводились к водружению его на место – на лямку рюкзака и к нажатию кнопки подсветки экрана.

Покинув Медведицу, чтобы срезать её большую петлю, и немного погуляв в кустах, мы встали на замечательную лесную дорогу, которая быстро вывела нас на поля уже неподалеку от предполагаемого места обеда. Пейзаж изменился: вместо зимней реки - поле, поросшее маленькими деревцами под розовым солнцем, на холмике - дома ближайшей деревни. Чувство близкого обеда гнало меня: подкатив к разрушенной кирпичной церкви в Медведихе (это село – не путать с рекой), я обнаружил, что далеко не вся группа следует по моим пятам. Рядом с церковью обнаружился магазин, куда мы зашли погреться и закупить продукты на обед. Здесь, конечно, можно было бы закупить и большую часть раскладки, но рассчитывать на это в Москве как-то небезопасно, поэтому, в основном, закупались изыски: красное вино (к ужину), мандарины, персики и т. п. Удивленные местные жители спрашивали: «Туристы! Чего ж вам в такой мороз дома не сидится!», а продавщица даже предложили поставить самовар. Обед в магазине был отвергнут, как неспортивный, поэтому группа перешла Медведицу (мы снова ненадолго вернулись к реке) и развела костёр на другом берегу, напротив деревни. Я же нагло увильнул от общественных работ и пошёл смотреть деревянную часовню, про которую рассказывал Андрей Чупикин. Некоторое время шёл по деревенской улице, высматривая часовню где-то в отдалении, как вдруг увидел её вместо очередного дома – прямо в «красной линии». Полюбовавшись на симпатичная часовенку в лучах заходящего солнца, пошёл назад, к месту обеда. Солнце, скрывавшееся было за поворотом реки, внезапно выскочило – большое и красное, чтобы попрощаться на сегодня.

За обедом собралась вся группа, включая Катю - она пришла в Медведиху минут за 10 до нас, проложив собственную дорогу от другой автобусной остановки. Стало совсем темно. Мы вышли и окунулись в ночную Медведицу светлячками диодных фонариков; сверху отвечали звезды. Поймав подходящий буран, мы окончательно попрощались с Медведицей и устремились по большой дуге на юг к полям близь Шарапихи и Афатова. Недалеко от Шарапихи буран рассыпался на кучу ответвлений, из которых нет ни одного в нужную нам сторону, и мы получаем долгожданный бруль в пойме ручья и блуждание в поисках подходящей дорожки или тропинки. GPS показывает, что мы вот-вот, нет - уже вышли на дорогу, а рядом в 100 метрах деревня, но мы видим только кусты и деревья на поле, да жалкую колею прямо под ногами. Как ни странно, но мы действительно были рядом с деревней и на дороге, просто деревня не жилая, а дорога – не езженая. Плохая дорога лучше, чем её отсутствие, поэтому продираемся по ней, периодически утыкаясь в завалы. Тут, наконец, меня наказали – я сломал палку, перелезая очередной бурелом. Мне ведь намекали, что не нужно в темноте торопиться, и вообще, я весь день выпендривался, периодически вылезая вперёд паровоза и мудрого руководства – нужно было внимательнее прислушиваться! Поблагодарив небеса за столь явное, но достаточно милосердное наказание, я сместился в центр группы, хромая на одной палке. Заметно похолодало, кустинг утомлял, поэтому все стремились к коренному лесу, где можно было бы встать на ночевку. Наконец , раздались радостные крики: «Сосны!». Вскоре однако радость была омрачена тем, что дорога с поля, по которой мы закатились в этот симпатичный сосновый бор, кончилась и не где-нибудь, а прямо у кормушки. Поскольку всё поле было изрыто кабаньими лежками, то реципиент корма был понятен. Решено было поискать ночлег в другом месте, что и было сделано. На утро, правда, обнаружилось, что кроме найденных и спиленных нами, сушин в окрестности нет, но вечером мы об этом не знали. Горячий костёр, шикарный ужин и отличная компания – даже мороз не может испортить такое замечательное сочетание. Лёша проводит мастер-класс по починке палки, используя знаменитые накладки – палка теперь полностью функциональна – делаю пару кругов около костра, чтобы в этом убедиться. «Это кто-то ещё приехал?» - изумленно спрашивает Андрей, который не видел, как я уезжал от костра - «Я слышал шум лыж!». «Ага, кабан на лыжах!» - мысленно отвечаю я. Темы для бесед самые разнообразные. Упоминание детей приводит к одной из «вечных» тем – прививкам. Через какое-то время по кругу идёт аскорбинка и раздается тост: «За поднятие иммунитета естественными методами!» Наконец, красное вино и коньяк в чае закончились. Ложимся спать под тентами, натянутыми около костра. Возможно, спать в палатке и теплее, но мне психологически комфортнее спать у такого костра – очень греет мысль, что если совсем замерзнешь в спальнике, можно подойти к костру и согреться. Утром отдельные товарищи кричали, что они зажарились, и нечего было ночью подкладывать дров в костёр – это при том, что ночью было то ли 22, то ли 25 градусов мороза – я же скорее замерз, но не настолько, чтобы вылезти из спальника и оттаивать у костра.

Естественно, что минут через 10 после старта (см. Квадригина), стали попадаться очень симпатичные места для стоянок – пусть ими воспользуются те, кто пойдёт это маршрут в другой раз! По солнечному и морозному лесу доходим до шоссе, а вскоре до села Сутоки – населенный пункт на северной границе Оршинского Мха. Дальше на юг – километры озер и болот, в самом центре которых три деревни, в которых нет электричества и почти не осталось жителей. Как и полагается, прежде чем достичь цели – нужно потрудиться, поэтому мы делаем ляп в ориентировании и далеко не сразу находим выход зимника из Суток на Великое. Правило, что «местный житель лучше, чем GPS» хорошо известно, но нам попался, видимо, «не тот» местный житель. Вобщем, вместо юго-западного края деревни мы искали на юго-восточном и не преуспели. В конце концов мы встали на шикарный, раскатанный буранами зимник и быстро выкатились на границу леса, к началу болот.

Приполярный пейзаж: ровное заснеженное пространство, редко поросшее маленькими сосенками. Яркое бело солнце вист высоко и слепит, отражаясь в льдинках и инее на деревцах. Как приятно нестись коньком по этой снежной красоте, а потом останавливаться, и любоваться окресностями. По пути заезжаем на озеро Тотное – маленькое, окруженное поясом соснового бора – сюда приехали жители Суток половить рыбу. Бежим по зимнику дальше, к деревне Заречное, что уже на берегу озера Великое. Коньком здесь идти сложно, - много участков открытого льда - но зато можно неспешно катиться, отталкиваясь палками (если двигать лыжами – заносит), вспоминать Карельские озера и рассказы о полярных путешествиях. Перед выходом с озера встречаем вездеход: ребята из деревни Спас-на-Сози, как и мы, решили навестить деревни, затерявшиеся в центре озеро Великое. Обедаем на берегу озера. Здесь, наверное, очень неуютно при ветре, но погода нас балует. За обедом фотографируем кочки с остатками клюквы, сосны под снегом и солнце, которое из белого стало розовым и уже цепляется за верхушки деревьев. Завершающийся день хочется ещё и ещё раз прокрутить в голове – столько радостных и восторженных чувств он оставил!

С обеда выходим ещё засветло – темнота настигает нас уже «на материке» в деревне Быково. Тут есть опасность запутаться и не найти правильной дороги тем, кто идёт сзади - даже фирменные стрелочки -->Z на снегу могут не спасти. Обсуждаем примерное место ночевки, выбираемся из деревни на правильный путь и через какое-то время разделяемся: мы со Славой кидаем в рюкзаки в кусты и возвращаемся, чтобы провести «хвосты», а основная группа устремляется дальше по заметенной дороге в сторону Новоселово. Аню встречаем почти сразу - уже на правильной дороге, Олю дальше - на подъезде к Быково. Теперь есть уверенность, что все придут на ночевку без приключений. До основной группы уже довольно далеко, поэтому догоняю Аню и иду до костра вместе с ней. Новоселово выглядит нежилым, впрочем, Саморезово мы тоже не заметили, хотя ночевали совсем недалеко от него. Стрелки, оставленные головной группой вселяют спокойствие, да и GPS работает несмотря на мороз – дорога находится без проблем. В лагере только разгорелся костер, и идёт активный поиск сушин. Приятно не сколько наблюдать, сколько принимать участие в этой слаженной работе. На глазах вырастает поленница, кто-то приносит растопку, кто-то занимается расчисткой места; слышны радостные крики повесивших дерево и довольные возгласы тех, чьи лыжи не оказались на пути падающих бревен, визг пил и треск сучьев. И вот уже огромный жаркий костёр защищает нас от морозной ночи, а убойным ужин подталкивает к обсуждению «голодных» раскладок. Утром долго обсуждаем, в какую ночь было холоднее. Лично мне – во вторую. Выходим достаточно рано – на опушке зимнего леса нас награждают розовым рассветным солнцем, встающим в очень холодной дымке.

Потихоньку приближаемся к цивилизации. Лесные дорожки всё ещё прекрасны, но вот появились вырубки, за ними поля с ЛЭП, шоссе. Выходим на лёд реки Созь – отсюда уже недалеко до Иваньковского водохранилища, много буранок. По-прежнему ясно и всё залито солнечным светом. Чем ближе к устью, тем сильнее ветер. Идём достаточно быстро и явно успеваем на одну из вечерних электричек, поэтому устраиваем «прощальный» обед на левом берегу Сози, километрах в 5 от устья. Отходим подальше от берега в сосновый лес, чтобы не мешал ветер. Сколько раз я учил школьников: «Всё, что сушится – сушится в руках!» Естественно, что оставленные мной на минуту без присмотра варежки были безжалостно испорчены огнём – нечего забывать прописные истины! После обеда быстро доходим по льду до Конаково и почти сразу уезжаем в теплой электричке. На одометре около 100 км.

В итоге: не поморозился, побывал в красивых местах – всячески рекомендую - и получил удовольствие от похода. Огромное спасибо Лёше за руководство, а всем участникам - за отличную компанию!